-
Быть равным среди равных
19 Апр 2016 admin 0
«Доступная среда для инвалидов», инклюзивное образование – фразы, звучащие практически повсеместно
Слабовидящие люди не могут самостоятельно получить навыки социальной адаптации. Для этого им необходимы квалифицированные специалисты и специализированные учреждения. Например — Центр реабилитации слепых в г. Волоколамске. С 2008 года начал свою деятельность филиал учреждения в Железногорске. Создание правительством таких специализированных центров имеет целью реабилитировать человека с ограниченными возможностями, максимально приблизить его к полноценной жизни в гражданском обществе, реализовать его права и возможности. В начале 2016 года в Интернете появилась информация о том, что с 1 апреля деятельность железногорского центра будет приостановлена в связи с задержкой финансирования. Выпускник этого центра разместил петицию в Сети, в которой предлагается всем неравнодушным поставить свою подпись в защиту нужного для многих учреждения. А ведь чтобы попасть туда, люди стояли в очереди годами… Когда ты здоров и полон сил, проблемы других тебя мало интересуют, но, вместе с тем, только в нашем городе живут сотни людей, для которых социальная адаптация по зрению жизненно необходима.
Работа есть!
Начнем с того, что в городе работает Шадринское отделение Всероссийского общества слепых на учете в котором состоит 288 человек с ослабленным зрением, из них 16 — это дети. Цифры постоянно меняются. Располагается общество в одном помещении с учебно-производственным предприятием «Уральский родник», который много лет создает рабочие места для слабовидящих людей. О работе предприятия рассказал главный инженер Дмитрий Сергеевич Шаров:
— На сегодняшний день у нас штат 25 человек, из которых 17 имеют проблемы со зрением. Мы ищем людей через местную организацию — общество слепых. Конечно, идут работать не все: кто-то не может, а кто-то не хочет. Также мы сотрудничаем со службой занятости. Наши работники получают заработную плату — десять тысяч рублей. Для Шадринска это неплохо, некоторые здоровые люди работают за меньшие деньги. В настоящее время мы наладили линию по производству бумажной мешкотары. Для слабовидящих работа — это не просто способ заработать. Это еще и социальная адаптация. И здесь, и в объединении у них проходят праздники, собираются пенсионеры. Ирина Васильевна (руководитель общества слепых) проводит с инвалидами по зрению большую работу: организуются различные поездки, экскурсии, встречи. Также у нас имеется библиотека с книгами для слабовидящих.
Конечно, если сравнивать наши условия и условия в центрах других регионов, то финансирование у них лучше. Большую роль играют спонсоры. Допустим, в Магнитогорске для людей-инвалидов есть даже специальные устройства для того, чтобы они могли самостоятельно наливать себе чай. Также у них имеются специальные кастрюли и т. д. У нас пока такого нет. За последние два года большие усилия были направлены на ремонт наших помещений.Проблемы со зрением –не помеха чтению!
Елена Васильевна Казакова, заведующий библиотеки для слабовидящих:
– Мы представляем собой филиал библиотеки им. Короленко для слабовидящих людей. В фонде библиотеки есть специальные книги по Брайлю, журналы с крупным шрифтом, флеш-карты с аудиокнигами. В зависимости от того, какое у читателя зрение, мы подбираем литературу. Помимо специализированных изданий, у нас есть и обычные книги для хорошо видящих читателей. Нашу библиотеку любят. Те, кто живет поблизости, являются нашими постоянными посетителями.
Римма Ривкатовна Тетерина, библиотекарь:
– Есть у нас один читатель, который с детства начал посещать библиотеку и приходит к нам на протяжении всей жизни. А сначала нашим читателем являлся его отец.
Елена Васильевна Казакова:
– Одиноким, пожилым, людям, тем у которых совсем нет зрения, нет возможности выходить из дома, но есть желание читать — мы привозим книги на дом. Также по четвергам проводим громкие чтения для тех, кто лишен возможности читать самостоятельно. Каждая встреча посвящена определенной теме. Помимо этого, у нас есть кассеты, «говорящие книги», как мы их называем. Многие продолжают ими пользоваться, так как кассетные магнитофоны проще в использовании. То есть можно подобрать литературу на носителе в зависимости от того, какая аппаратура есть дома у читателя. Кроме этого, у нас имеются диски с музыкой. Всего у нас более 300 читателей. Мы работаем в сотрудничестве с областной библиотекой, проводим совместные мероприятия. Работаем с геронтологическим центром «Спутник», которому тоже выдаем литературу. И конечно, мы плотно взаимодействуем с обществом слепых и школой №12.Образовательный компонент
Своим мнением об условиях, созданных в Шадринске для слабовидящих людей, с нами поделилась Алена Саунина, мать ребенка с ослабленным зрением:
– Мой ребенок посещал детский сад №35, в котором было все необходимое для обучения слабовидящих детей. С ними работали тифлопедагоги, были аппараты для лечения зрения. Сейчас дочь ходит в школу №12, она тоже имеет направленность на детей с проблемами зрения. Программа обычная. Но за счет малой наполняемости класса (10-12 человек) дети получают полноценный индивидуальный подход, используется система Брайля. То есть можно сказать, что для обучения таких детей в нашем городе есть все. Для лечения также имеются хорошие условия. Конечно, пока нет оперативного лечения. Специалист-офтальмолог есть, но он один на весь город, а поток пациентов очень большой. Проводится аппаратное лечение, имеется хороший кабинет в детской поликлинике. Знаю, что в районной больнице некоторые услуги уже платные. В городских поликлиниках пока бесплатно. В медицинские учреждения других городов мы также обращаемся. Лет 5-7 назад в Шадринске не было нужной аппаратуры для обследования зрения. Сейчас оборудование есть, но один специалист на город — это мало.
Также в нашей детской поликлинике у офтальмолога можно взять направление в Курганскую областную детскую клиническую больницу им. Красного Креста. Там мы встали на очередь в подмосковный санаторий. Почему-то такую информацию дают не всем. Я сама узнала об этом от знакомой. Это единственный санаторий в России, который работает с детьми с проблемами зрения. Санаторий находится в пос. Васильевское. Путевки по показаниям даются бесплатно (кроме летнего периода), причем на два человека — мать и ребенка. Оплачивается только дорога.Новый кабинет по новому адресу
В 2015 году Отделом образования администрации Шадринска было принято решение о переносе специализации из 35 сада в детский сад №6 «Рябинка». Существенно обновился кабинет охраны зрения. Три группы приобрели комбинированную направленность, со следующего учебного года будет осуществляться набор и в четвертую, младшую группу.
Ольга Викторовна Бабак, ортоптистка кабинета:
– Кабинет охраны зрения в детском саду № 35 был уже давно. Однако аппараты в течение долгого времени не обновлялись. Кроме того, не было возможности принимать большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста. В детском саду №6 кабинет имеет отдельный вход, что позволяет построить работу не только с воспитанниками данного детского учреждения, но и принимать детей из других образовательных организаций. Сейчас мы имеем возможность осуществлять лечение и коррекцию зрения. Кроме меня с детьми работает тифлопедагог. Услуги кабинета бесплатные. К примеру, подобное лечение в Кургане, Екатеринбурге — платное.
Мой опыт работы с детьми — 25 лет. Иногда приходится и «зайчиком» скакать перед ними, чтобы детки не боялись. Для этого же у меня имеется несколько рабочих костюмов разного цвета. Это для того, чтобы у ребят не было негативной реакции на белый халат, с которым у них связаны нехорошие ассоциации. Все процедуры проходят в игровой форме. Дети часто даже не понимают, что их лечат. Это важно, потому что мы проводим лазерное лечение, лечение токами. Благодаря игровым приемам дети не боятся. Совместно с родителями и воспитателями на группе отслеживается весь день ребенка: как он носит очки, правильно ли сделана заклейка одного из стекол и т. д. Такая совместная скрупулезная работа приносит хорошие результаты. У кого-то к школе снимаем заклейки, кто-то уже может обходиться без очков и идти в обычную школу.
Чтобы попасть к нам на лечение, нужно взять направление у окулиста в детской поликлинике. При наличии показаний он выдает направление. Обычно дети проходят курс два раза в год. В основном приходят дети с такими диагнозами как амблиопия, косоглазие, миопия, астигматизм, слабовидение. У многих к школе подобные диагнозы уже снимаются.
Галина Анатольевна Желтова, тифлопедагог:
– Я тоже в свое время начала работать в 35-м детском саду. Мы очень рады, что эти группы сохранились. Ведь если дети не получают лечение и коррекционную помощь, то к школе ничего хорошего не будет. Именно дошкольный возраст с 3-х лет — самый благоприятный возраст для повышения остроты зрения. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы ребенку было комфортно. Иногда приходят совсем маленькие детки, 2 — 2,5 года. Причин таких ранних проблем зрения много: наследственность, инфекционные заболевания, родовая травма. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества таких детей. Добавляются такие факторы, как ослабленный иммунитет, нахождение ребенка перед телевизором, компьютером, планшетом… Такие дети находятся в группе риска. Даже имея стопроцентное зрение, к школе острота зрения может снизиться. Большую работу в этом направлении ведем с родителями. Некоторые папы не хотят, чтобы их ребенок носил очки, стесняются своих детей. Выходя на улицу, сами снимают очки с ребенка. А ведь дети чувствуют реакцию родителей на очки. При встрече с родителями мы даем им понять, что чувствует их ребенок. Например, у нас есть очки, стекла которых выкрашены зеленкой, закрыты марлей. Просим родителей их надеть, спрашиваем, как они через них видят. Объясняем, что вот так видит мир их ребенок. Предлагаем в таких очках походить, выполнить какие-нибудь действия. Приходится проводить работу сначала с родителями, потом с детьми.
Помимо нашего кабинета, есть аналогичный в детской поликлинике. Мы тесно взаимодействуем с школой №12. На сегодняшний день можно сказать, что в Шадринске есть все условия для лечения и коррекции зрения детей.Учим жить
С 1933 года в Шадринске открыта школа-интернат №12 для слепых и слабовидящих детей. С 1965 года школа-интернат располагается в здании по адресу ул. Февральская, 197. За 80 с лишним лет в школе сложились устойчивые традиции качественного образования. Помимо основной программы работает 19 кружков и секций. Несмотря на отклонения в зрении, иногда существенные, ученики этой школы занимают высокие места в разного рода соревнованиях. Так, 14 апреля театральный коллектив под руководством Валерия Григорьевича Мазура занял I место на Областном фестивале самодеятельного театрального творчества «Магия сцены». Немного раньше, 8-10 апреля ученики школы Александр Уфимцев и Андрей Черепанов заняли призовые места на первенстве России по дзюдо среди спортсменов-инвалидов по зрению, проходившем в г.Анапа. Тренирует ребят Леонид Алексеевич Крючков. Ярким примером достижения высоких результатов является выпускница школы №12 Елена Ремизова, многократная паралимпийская чемпионка.
Оксана Петровна Софич, заместитель директора по воспитательной работе:
— Наша работа с детьми начинается тогда , когда они еще посещают детский сад. Мы заранее отсматриваем деток, приходим к ним на занятия в подготовительной группе. Общаемся с воспитателями, узнаем особенности каждого ребенка. Будущие учителя знакомятся с родителями ребятишек, позже они вместе с детьми приходят на экскурсию в нашу школу. Основная программа обучения «растянута» на 12 лет. Это связано с тем, что восприятие детей с проблемами зрения все же затруднено. Даже при проведении ЕГЭ нашим детям положены помощники-консультанты.
В их роли выступают учителя других школ и других областей знаний. Судьбу наших выпускников мы также отслеживаем. Проводим дни открытых дверей. Некоторые из наших выпускников приходят к нам уже в качестве практикантов.
Наши дети очень активны. Во многих конкурсах ребята занимают призовые места. Хорошо поставлены волонтерская работа, тимуровское движение. Уже не первый год мы помогаем центру бездомных животных, расположенному по ул. Д. Бедного. Ребята сами сколачивали будки для собак, стараемся помочь с кормами. Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и отзывчивыми. Они полностью приспособлены к социуму, у них отработаны коммуникативные навыки. Где бы наши ученики не выступали, нам за них не стыдно.
Во время нашей беседы в учительскую заглянула девушка в бальном платье — Лена Мурзина Она пояснила, что на уроке МХК было дано задание — представить свою школу в разных стилях. Она выбрала стиль ампир, которому и соответствовал ее образ.
Атмосфера школы-интерната, по моим личным ощущениям, отличается от других шадринских школ. Оформление каждого кабинета пронизано любовью и заботой к детям. Наличие большого количества оборудования – это заслуга не только администрации школы, но и педагогического коллектива. Многое для работы учителя изготовили своими руками, причем на высоком качественном уровне.
Галина Васильевна Заостровных, учитель-дефектолог:
— Слепые дети — это дети, у которых или совсем отсутствует зрение, или имеется остаточное зрение. Наш тифлотехнический центр оснащен специальной техникой. Зрячий человек получает через зрение 80% информации. Тифлотехнические устройства позволяют слабовидящим детям получать недостающую информацию. Помимо специальной литературы и пособий, у нас имеются учебные места с персональными компьютерами для инвалидов по зрению. Специальная звукосопровождающая программа помогает восприятию информации на слух, а Брайлевский принтер дает возможность прочтения информации с помощью осязания. Есть у нас и читающая машина. Она позволяет самостоятельно читать печатные тексты и даже денежные знаки. В своей работе большое внимание уделяем обучению ориентировке в пространстве, сначала в школе, затем на улице. Используя принципы развивающего обучения, мы стараемся не передавать детям знания в готовом виде, а предоставить им возможность приобрести знания в процессе самостоятельной познавательной деятельности.В целом картина получилась оптимистичная. В Шадринске выстроена система работы с людьми, имеющими проблемы со зрением. Они имеют возможность получить образование и найти работу, самостоятельно себя обеспечивать. Конечно, в масштабах города еще не везде созданы условия, необходимые для безбарьерного взаимодействия инвалидов по зрению с социумом. Например, у нас практически нет пешеходных переходов, оборудованных звуковым сопровождением, максимум – расположены специальные знаки. Зато у нас есть возможность воспитывать в себе толерантность, отзывчивость и другие положительные качества. Ведь наше нормальное отношение к слабовидящим людям – одно из условий их комфортной жизни в нашем обществе.
Оксана Ерофеева
Категории: Наши новости
От бюрократии к самостоятельности Ростелеком: мы здесь, чтобы помочь вам?