-
Русский «авось» от шелкопряда не поможет
6 Июл 2016 admin 0
В природе все взаимосвязано. В экологической системе нет ничего лишнего, все ее части уравновешены и дополняют друг друга. Баланс нарушается, когда происходит увеличение удельного веса какого-либо звена.
В начале лета среди жителей Шадринска и Шадринского района начались тревожные разговоры. В лесах со стороны Шатрово появилось огромное количество гусениц непарного шелкопряда. Гусеницы достаточно быстро объедали молодые зеленые листья с берез и осин. К середине июня ближе к Ольховке лес местами стоял уже голый…
Мы попросили прокомментировать ситуацию лесничего шадринского лесхоза Сергея Петровича Марко:
— Сергей Петрович, откуда взялась эта напасть?
— Непарный шелкопряд у нас водился всегда. Если зима достаточно холодная, то личинки замерзали, не выживали и роста числа шелкопряда не было. За последние зимы личинки не вымерзали. В прошлом году были зарегистрированы очаги по поражению шелкопрядом на более трех тысячах гектаров, нынче они составляют уже 87 тысяч. В данный момент мы проводим лесопатологическое обследование дополнительно выявленных лесных участков с повреждениями непарным шелкопрядом. Цель обследования — уточнение степени повреждений. До конца 2016 года будет составлено обоснование проведения биологических мер по локализации и ликвидации непарного шелкопряда на 2017 год. Если нам выделят финансирование, то будем обрабатывать. В этом году смысла в обработке уже нет, гусеница окукливается и через две недели полетит бабочка.Кроме шелкопряда у нас водится такой вредитель как сосновая пяденица — она «работает» по хвойным деревьям — березовая пяденица и др. Все они есть в лесу, но в небольших количествах. Когда происходит вспышка массового заражения, тогда они из разряда насекомых переходят в разряд вредителей. Нужно отметить, что хвоегрызущие насекомые более страшны — хвойные деревья не выдерживают объедания и погибают. Береза выдерживает двух-трехразовое объедание, может появиться вторичная листва в июле. Конечно, лесные насаждения ослабевают, а ведь еще имеются летне-осенний комплекс вредителей — это лунка серебристая, двухцветная хохлатка, березовая пяденица, они могут продолжить повреждения.
— Подобные вспышки шелкопряда в нашем районе уже происходили?
— В последний раз у нас вспышка массового размножения осенне-летнего комплекса вредителей была в 1999 году, но были небольшие площади поражения. Мы проводили обработку аэрозольными генераторами на автомобильном ходу. До этого еще был очаг в 1994 году, но площадь была больше — около полутора тысяч гектаров.
— А кто вам выделяет деньги на обработку?
— Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Были выделены средства на обработку хвойных лесов, так как у них поражение больше, чем у лиственных. Пока ситуация с непарным шелкопрядом не катастрофична.
— Но ведь скоро выведется бабочка и тогда площадь поражения станет в разы больше?
— Да, через две-три недели из куколки появляется бабочка и она снова будет откладывать яйца. Гусеницы из них родятся уже осень этого года, но они не выходит — зимуют в яйцах. Весной, в начале апреля гусеницы выползают и поднимаются в крону, начинают объедать почки и листья. Если в прошлом году очаги были первичные, то сейчас они уже миграционные.
— А в прошлом году разве нельзя было предположить, что может начаться такая эпидемия?
— В прошлом году увеличение шелкопряда было обнаружено по яйцекладкам, когда уже появились бабочки. Обработка была возможно ручными способами — нефтевание, соскабливание, клеевые кольца и пр. Но на таких площадях это физически не выполнить, нет специализированной организации, лесхоз — только арендатор лесов. А полномочия по защите леса остались за Департаментом природных ресурсов. В нашем лесничестве работает двадцать человек, даже если мы все выйдем, решению проблемы это не поможет, все яйцекладки не собрать. Если бы нам выделили средства, то мы бы наняли специализированную организацию и произвели обработку go right here.
— То есть вы делали запрос на обработку в Департамент, информировали их, но они не сочли нужным выделить деньги?
— У нас был подготовлен проект в федеральную структуру по оценке и защите леса, который был защищен в Москве. Обработка была заложена, но нам на нее не дали финансирования.
— Ждут, когда у нас все съедят?
— Ну, такого у нас не будет. Лес, еще как минимум год, выдержит. У вредителей есть естественные враги — хищные насекомые и птицы. Может повлиять суровая зима — яйцекладки могут замерзнуть. Очаги работают максимум пять лет. Потом могут через десять лет снова повториться.Между прочим на сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в сообщении от 6 июня говорится, что «Работа по ликвидации очагов непарного шелкопряда Департаментом ведется на протяжении ряда лет. Ликвидированы вспышки в южных и восточных районах области.
Следует отметить, что однократное сильное объедание, как правило, не оказывает влияние на состояние насаждений, они легко оправляются и на следующий год нормально функционируют.
В связи с особенностями развития вредителя проведение борьбы с ним в текущий период времени не даст необходимого эффекта. Активность непарного шелкопряда в ближайшее время начнет утихать». И почему-то нет ни слова о том, что совсем скоро гусеница превратится в бабочку и продолжит размножение в еще больших масштабах. Кстати, гусеницы непарного шелкопряда были замечены уже в городе. По возможности их следует собирать так же, как и яйцекладки. По крайней мере, так можно будет хоть как-то спасти свои огороды и сады. Надеяться на холодную зиму, как это делает выше указанный Департамент, не стоит. Надежда — вообще глупое чувство…Оксана Ерофеева
Категории: Наши новости
Новое жилье, а проблемы старые? И город превращается в море…