-
Кому нужны молодые педагоги?
29 Мар 2016 admin 0
Проблема кадрового обеспечения является одной из наиболее острой. В частности, постоянная нехватка педагогов наблюдается в школах и детских садах. Это кажется странным при наличии педагогического ВУЗа в Шадринске.
22 марта на базе Шадринского государственного педагогического университета состоялся Региональный форум «Молодые педагоги Зауралья». Одной из основных целей форума стало привлечение молодых специалистов в образовательные организации Курганской области. Реализация этого прошла через такие формы как круглые столы, мастер-классы, интерактивный квест, ярмарка вакансий и др. Насыщенная программа форума включала также студенческие презентации и встречи молодых специалистов с представителями Департамента образования и науки Курганской области и образовательных организаций Ленинградской, Челябинской и Свердловской областей. Кроме того, присутствовали руководители образовательных организаций, которые могли присмотреться к потенциальным работникам.
Как отметила заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области Наталья Бобкова, цель форума — привлечь внимание общественности к молодым педагогам, их становлению и мотивации к педагогической деятельности. Вторая задача — информирование студентов о возможностях трудоустройства, о том, что на самом деле работа педагога в детских садах и школах — это очень интересно. Это не только возможность обеспечить себя, но и получение удовлетворения от своей работы. Третья составляющая — это трудоустройство выпускников ВУЗа. То есть форум — это диалоговая площадка для работодателей, учебных заведений и непосредственно теми выпускниками, которые пойдут работать в школу. Конечно, все условия для адаптации выпускников, наверное, никогда не могут быть созданы. Но в 2015-2016г.г. разработаны комплексные программы поддержки молодых специалистов, в том числе методических работников. Кроме того, выделены денежные средства, чтобы они могли получить помощь, компенсацию. В каждом муниципальном образовании продумана своя система поддержки молодых педагогов, которые реализуется и это очень хорошо. А если говорить о мотивации каждого педагога, что для этого сделано, то Департамент, ВУЗы и система образования делают все возможное для того, чтобы это происходило. Нужно, чтобы в системе образования была возможность адаптироваться, обучиться, поговорить с теми людьми, которые имеют богатый опыт педагогической деятельности и полюбить ту профессию, в которую они пришли после обучения.
С 1 января 2017г. будет вводиться профессиональный стандарт. Это нормативный документ, на котором будет строиться трудоустройство каждого педагога. Это то, по чему будет оцениваться качество подготовки и трудоспособность каждого сотрудника образования. Такие стандарты в скором будущем должны быть введены практически для всех профессий. Это позволит оценивать, аттестовывать, хвалить, ругать, критиковать и выбирать лучших.
Глава города Шадринска Людмила Новикова так прокомментировала ситуацию с молодыми педагогическими кадрами в нашем городе: Тема форума интересная и современная. Мы сегодня все боремся за то, чтобы выпускники ШГПУ с удовольствием пошли работать в школу. Конечно, имея свой педагогический университет, нам хотелось бы, чтобы в наши школы шли люди, которые хотят работать, которые любят детей, которые, проработав какое-то небольшое количество времени, не уходили бы из школы. Поэтому тематика сегодняшнего форума направлена на то, чтобы поддержать молодых педагогов. Сегодня в Шадринске 23% работающих педагогов являются людьми до 30 лет. То есть состав достаточно обновился. Хочу сказать, что за последние 3 года в шадринские школы пришло в позапрошлом году 43 человека, осталось 37, в прошлом году пришло 32, осталось 28. Цифры говорят сами за себя. Есть молодые специалисты, кто хочет работать в школах города. В связи с этим нужно сказать о том, что у нас есть муниципальная программа, которая была разработана 4 года назад и которая называется «Поддержка молодых педагогов города». Если говорить о материальной составляющей, то если молодой педагог приходит работать в школу или детский сад и проработал 1 год, то муниципалитет выплачивает ему материальную помощь в размере 30 тысяч рублей. Понимаем, что эту сумму надо увеличивать. Думаю, что со следующего учебного года эту сумму мы чуть-чуть увеличим и с годами будем ее индексировать. Как показала практика, такая материальная поддержка сыграла свою положительную роль. Конечно, в школах и детских садах мы пытаемся создать комфортные условия для работы молодых педагогов. За последние два года в городе мы построили два огромных детских сада. У всех были опасения, что мы не укомплектуем их кадрами, потому что один детский сад на 220 мест, другой на 240. Но туда пришло работать много молодых педагогов и они успешно работают, им нравится. Здесь опасения не оправдались, детские сады полностью укомплектованы кадрами. Еще раз повторю, чтобы наши молодые специалисты задерживались, прежде всего должна быть их заинтересованность в работе. А мы их в этом поддержим.
И.О. ректора ШГПУ Артур Дзиов: — Подобный форум проводится в ВУЗе не впервые. Коллектив учебного заведения всегда стремился к лидерам в сфере педагогического образования на Зауралья. Потому что мы не просто старейшее высшее учебное заведение, но и ВУЗ с хорошими традициями, ВУЗ, который всегда заботился о качестве подготовки. И сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы приложить усилия, направленные на развитие системы образования в Зауралье. Это определяется, прежде всего качеством педагогических кадров. Мы готовим учителя, педагога, воспитателя для завтрашнего дня. Результатом форума мы видим то, что наши организационные связи, наше сотрудничество должно выйти на новый уровень. Мы сможем объединить усилия, сможем лучше использовать те человеческие ресурсы, которые есть в разных учебных заведениях для того, чтобы решать нашу общую задачу — развивать систему образования в Курганской области, предоставлять детям, молодежи Зауралья качественные образовательные услуги, которые позволят уверенно чувствовать себя в жизни.
Вопрос от редакции: — Говоря о традициях ВУЗа, можно вспомнить, что раньше в ШГПИ имелся один из трех сильнейших факультетов дошкольной подготовки в стране. Сейчас дошфака не существует. Планируется ли возрождение этого факультета?
— Действительно, дошфак Шадринского пединститута — это нечто уникальное. Потому что таких факультетов было мало в стране. В Уральском регионе это был единственный уникальный факультет, который давал очень качественное образование. Сюда ехали учиться не только из соседних регионов, но и из соседних республик. Поэтому важно не потерять традиции. Дошкольная подготовка у нас сегодня есть на очном отделении. Конечно, мы ее будем развивать дальше в плане углублении связи с детскими садами.
Вернемся к поддержке начинающих специалистов. Нужно отметить, что в Шадринске действительно выплачивают так называемые «подъемные» молодым педагогам. Юридическая служба администрации города оказывает начинающим специалистам помощь в оформлении документов. Однако, никто не говорит, что из суммы в 30 тысяч удерживается подоходный налог в размере 13%. По факту на руки молодые педагоги получают 26100 рублей.
По условиям программы молодой специалист имеет право на выплату только в случае первого трудоустройства на работу после окончания учебного заведения. Кроме того, при увольнении педагога из школы (и вообще из сферы образования) в течение трех лет, полученную сумму он должен вернуть, причем все 30 тысяч.
Что касается молодых педагогов, работающих в детских садах, то специалистов с профильным образованием остро не хватает. Те, кто приходит работать с дошкольниками, имеют какое угодно образование, и редкий случай, когда придет именно выпускник дошфака или хотя бы с опытом подобной работы. Кроме того, в некоторых садах наблюдается большая текучка кадров.
Своими впечатлениями о работе в одном из новых детских садов с нами поделился молодой специалист:
– Я работала в детском саду с самого открытия. Пришла даже чуть раньше. Здание было еще не сдано, мы сами его отмывали, отскребали, готовили к открытию. Когда мы приступили непосредственно к своей работе, мы столкнулись с тем, что не было никакого методического материала, никакого оборудования нам не выдали. Приходилось нести все из дома, так как нам пояснили, что финансирование отсутствует. Все методические материалы я покупала на свои средства. Практически сразу в саду наблюдалась большая текучка кадров. Воспитатели уходили по разным причинам. Не было ценности воспитательской работы, говорили: «Хотите — работайте, не хотите — не работайте». Никто не пытался нас чему-то научить. Если человек приходил без опыта работы, он нарабатывал опыт самостоятельно: читал материалы в Интернете, книгах и т.д. Как разрабатывать рабочие программы, вести документацию — нам тоже никто не объяснял. Мы все находили сами. Проработав около года, нам сказали, что мы уже стажисты и должны сами все знать и никто нам объяснять ничего не должен. А ведь большая часть педагогического коллектива не имела дошкольного образования. Сами понимаете, как это сложно. Когда ты вроде уже все знаешь, но потом к тебе приходят руководители на занятие и говорят, что ты делаешь многое неправильно. Когда ты спрашиваешь, как надо, отвечают, что не обязаны нам объяснять — ведь мы год за что-то получали зарплату? Тут же с тебя снимают все стимулирующие надбавки, так как у тебя все неправильно. Человеческий фактор в работе совершенно не учитывался. С администрацией детского сада с коллективом были односторонние отношения: как бы унизить сотрудника и заставить его бояться. Заведующая на собраниях неоднократно повторяла, что она — царь и Бог и ее совершенно не интересует, как работают в других детских садах. Здесь мы должны работать так, как хочет она, а не так, как положено по законодательству. За все время работы нового детского сада (1,5 года) из педагогического персонала ушли 13-15 человек, из младшего персонала — 20-25 человек. Только за три месяца 2016 года ушло около 15 человек. Как-то задерживать людей никто не собирался. Уходишь — уходи, неважно по какой причине. А уходили именно хорошие педагоги, которые могли горы свернуть на своей работе. Они были ответственные, стремились к карьерному росту, хорошо ладили с детьми. Но из-за тяжелой психологической обстановки они увольнялись. Администрации не нравилось, что педагоги знали больше них.
Мы все покупали за свои деньги, нам никак это не компенсировали, ссылаясь на отсутствие обеспечения. Даже по прошествии года методической службой не было разработано никаких программ по поддержке молодых педагогов. Единственное, что нам помогало — это выступления приглашенных педагогов из других детских садов.
Что тут добавить? Налицо острая нехватка специалистов с дошкольным образованием и опытом работы. Не каждая образовательная организация создает необходимые условия для полноценной адаптации молодых педагогов. Как видим, некоторые даже не стараются это сделать. Печально. В конечном итоге страдают дети, для которых вроде бы и должна работать вся образовательная система. Разве нет?
Оксана Ерофеева
Категории: Наши новости
Раскрасим будни серых дней! Дарите людям радость!