-
Современный патриотизм. Реальность.
21 Фев 2016 admin 0
День Защитника Отечества пришел на смену Дню советской армии и военно-морского флота в 1993г. Отмечаем мы его также 23 февраля. Однако за последние десятилетия отношение к защите Отечества несколько изменилось. Патриотизм стал носить периодический и показательный характер. Об этом и не только мы побеседовали с руководителем военно-спортивного клуба «Рысь» Белоусовым Василием Александровичем, человеком, который ежедневно воспитывает патриотизм у подростков.
— Военно-спортивный клуб «Рысь», сколько лет ты этим занимаешься?
Василий Белоусов: — Шестой год.
— Как возникла такая идея по работе с молодежью?
Василий Белоусов: — Если честно, то спонтанно. Знакомые ребята узнали, что мы с братом служили в Спецназе. Они собирались в армию и попросили нас с ними позаниматься. На тот момент я не работал, а у Андрея (брата) здесь, на Станции юных техников был кружок «Юный спасатель». Он предложил мне: «А не сделать ли тебе спортивный клуб? Вдруг получится?». И мы попробовали. Что-то получилось (смеется). Не мне судить. Своих воспитанников сложно оценивать беспристрастно.
— Глядя на тебя, удивляешься. Я сама работала педагогом и знаю, что заработная плата у них, мягко говоря, не очень большая. Что тебя здесь удерживает?
Василий Белоусов: — Нравится работать. А бросать – уже поздно. Привык к ребятам. За столько лет появились кое-какие наработки. У нас уже не голое помещение, мы чем-то обзавелись. У меня много идей? но реализовать их пока не позволяет финансовое положение. Значит нужно думать, как эти идеи осуществить. Значит они будут не завтра, а, допустим, через год. Все равно я это сделаю.
— А не было желания куда-то уйти? Попробовать себя в другой деятельности, может параллельно?
Василий Белоусов: — Я бы не против, сил и здоровья хватит. Однако клуб отнимает практически все время. Дома бываю только ночью.
— Да, я посмотрел твое расписание тренировок, они проходят до восьми часов вечера.
Василий Белоусов: — Помимо тренировок, возникает очень много организационных вопросов. Если хочешь, чтобы все функционировало достойно, нужно потратить очень много времени и сил. Хочется, чтобы ребята ни в чем не нуждались, чтобы своих денег поменьше тратили, поэтому приходиться «крутиться». В таком ритме живут многие мои знакомые руководители клубов.
— Вообще для детей занятия в клубе бесплатны?
Василий Белоусов: — Да, они занимаются бесплатно. Мы стараемся обеспечить, чем можем. В этом учебном году нам огромную помощь оказал Анатолий Анатольевич Педошенко. Благодаря его помощи мы смогли полностью одеть ребятишек, у них есть зимнее обмундирование, летнее обмундирование, смогли частично экипировать – приобрели самые необходимые предметы экипировки. Огромное за это спасибо этому замечательному человеку!
— Как ты считаешь, в современном обществе наблюдаются проявления патриотизма?
Василий Белоусов: — Смотря что считать патриотизмом. Нет строгого определения этого понятия. Сейчас слова «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание» очень популярны, они у всех на слуху. Но вот объяснить значение этих слов, я думаю, может не каждый. На фоне непонимания сейчас возникает много националистических организаций и псевдо-религиозных сект, куда затягивают молодежь. А все потому, что подросткам, молодым людям и девушкам в свое время не объяснили, что такое патриотизм. Для меня понятие «патриотизм» — это личная ответственность гражданина за судьбу своей Родины. Но, к сожалению, на фоне современной, скажем прямо, трудной жизни подобные проблемы уходят на второй, а то и на третий план.
— Можешь привести пример, как может проявляться настоящий патриотизм в наше время?
Василий Белоусов: — Пример патриотизма? Да, конечно. Человек, который идет работать за копеечную зарплату, не потому, что не нашел другой работы, а потому, что считает свое дело стоящим и нужным. Люди, которые остаются и пытаются работать в Шадринске, зная, что ни жилья, ни большой зарплаты здесь не будет, пытаются что-то развивать. Не важно, кто это – деятели культуры, работники образования, врачи, просто жители нашего города. Особенно касается это молодежи, тех, кто остается и пытается сделать что-то для города, а не бежит искать себе лучшей жизни. Чем не патриотизм? Человек работает для того, чтобы его малая Родина жила и процветала.
— Я с тобой соглашусь. Вообще, проблема, наверное, начинается с системы образования. Если раньше воспитанию уделялось большое внимание, то сейчас в образовательных организациях им практически не занимаются. Ведь раньше для выпускников школ было престижно служить в армии.
Василий Белоусов: — Насколько я могу судить, сейчас ситуация с призывом налаживается, по сравнению с теми же «лихими 90-ми». Немалую роль сыграли и сокращение срока службы и улучшение условий. Государство обратило свое внимание на силовые структуры. И это хорошо. Но работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения ведется слабо. В школах за это отвечают учителя ОБЖ, которые «по умолчанию» являются и, своего рода, военруками. Начальная военная подготовка в школах отсутствует. К сожалению, забыт пример из советского образования, когда военруками были военные пенсионеры, старшие офицеры. Тебе, конечно, видна разница меду полковником в отставке и выпускником педагогического института. Вне школ функция патриотического воспитания возложена на различные военно-патриотические и военно-спортивные клубы. Это – капля в море. Над воспитанием подростка должны работать совместно: семья, школа, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации и т.д. Работать на основе одной общей национальной идеи. А ее-то как раз и нет. В этом основная проблема. Детей перестали учить гордиться своей Родиной, своим народом. А раз гордиться нечем, то нечего и любить. На мой взгляд, сейчас ребенок воспитывается не как член общества, а как ярко выраженный индивидуалист, если не сказать – эгоист. Общество расколото на «богатых» и «бедных». Ребенок это видит, и материальные блага начинают играть в его жизни ведущую роль. Сначала это различные портфолио, грамоты, благодарности (которые сыграют определенную роль при поступлении в высшие учебные заведения), затем – деньги. Для примера. Какой ажиотаж стоял в преддверии юбилея Победы! Все кинулись помогать ветеранам. А после юбилея все благополучно о них забыли. А остальные 364 дня в году почему не помогать? Потому, что про это уже не будут снимать телерепортажи, писать статьи в газетах, начальство не будет требовать отчетов о проделанной работе. А дети видят отношение старших и все впитывают, как губка.
— То есть срабатывает «палочно-галочная» система, и у педагогов тоже.
Василий Белоусов: — Не у всех, конечно, но встречаются, к сожалению и такие примеры.
— А ты в своей работе используешь какую-нибудь идеологию? Ведь ты с подростками работаешь и в какую сторону их повернешь, они туда и пойдут. На чем поддерживается их интерес, ведь основная цель вашего клуба – подготовка к службе в вооруженных силах?
Василий Белоусов: — Конечно, воспитательная работа ведется. Но я стараюсь не навязывать свои взгляды. Мы рассматриваем какие-то исторические примеры, обсуждаем различные ситуации. Стараемся рассматривать историю страны, разбирать человеческие отношения. При этом я сразу предупреждаю, что мои взгляды – мое личное мнение. Я ни на чем не настаиваю, ребята сами принимают решения по той или иной ситуации. Потому что то, что дается человеку без усилий, без обдумывания, не имеет никакой ценности. А вот если человек сам решил, сам додумал, то это в дальнейшем станет руководством к действию. Я учу ребят думать. И быть может они не всегда принимают единственно верное решение, но это их решение, они приняли его, руководствуясь своими взглядами, своими чувствами, своими принципами. И эти решения достойны уважения. Мне хочется, чтоб мои воспитанники имели свое мнение по некоторым жизненным вопросам. И в армию наши выпускники идут по собственному решению и с желанием. Осознанно делают этот шаг.
— В свою очередь дети тебя чему-нибудь учат?
Василий Белоусов: — Да, учат. Учат, как отвечать на сложные вопросы (смеется). Иногда задают вопросы такие, что враз и ответить трудно. А если серьезно, то работа с ними развивает, на мой взгляд, лучшие человеческие качества – доброту, ответственность, честность, справедливость. Дети учат быть человечнее, что ли. Не зачерстветь в нашей нелегкой повседневной жизни.
— Спасибо большое тебе за содержательную беседу.
Беседовала Оксана Ерофеева
Категории: Наши новости
Время выбрало нас «Зарница» для дошколят