-
Покорение клавиш в восемь рук
25 Май 2017 Оксана 0
Шадринская музыкальная школа всегда была богата на талантливых воспитанников и горящих своей работой педагогов. И вот новый пример – созданный три года назад фортепианный квартет поражает качеством исполнения и готов к новым достижениям.Руководителями коллектива являются сразу два педагога – это Татьяна Ивановна Рохина и Наталья Михайловна Колотыгина. Фортепианный квартет является необычным для школы творческим коллективом, и создание его было давним желанием педагогов. Участницами коллектива стали Даша Баландина, Катя Вьюшкова, Катя Шаповалова и Настя Вильджунайте.
Татьяна Ивановна Рохина: – Нам с Натальей Михайловной очень хотелось создать необычный и новый ансамбль. До этого у нас уже было трио – девочки играли вместе с первого класса, выступали достаточно успешно. В третьем классе к трио присоединилась Катя Шаповалова, она очень органично влилась в наш коллектив. Будучи младше остальных, нисколько им не уступала, в некоторых партиях сама задавала темп и характер. Создание квартета – дело непростое, прежде всего, сложности были с организацией, так как девочки учатся в разные смены. Помимо этого, необходимо знать психологические особенности участников, их совместимость. Также важно учесть уровень подготовки каждой девочки. Мы считаем, что все у нас получилось. Сначала девочки выступали на родительских собраниях, школьных академических концертах. Почувствовав в себе уверенность, квартет стал выступать на конкурсах. Первый раз мы выступили на XIV Межмуниципальном конкурсе им. Т. В. Бобровой – лауреаты I и II степени. На VII Региональном конкурсе «Юные дарования» (г. Курган) стали серебряными лауреатами. На фестивале-конкурсе в рамках Международного проекта «Урал собирает друзей» – лауреатами III степени. В этом году мы приняли участие в I Международном конкурсе «Звездный Олимп» (г. Курган), стали лауреатами I степени. Члены жюри отметили, что получили большое удовольствие от выступления девочек. К этому выступлению мы готовили арию Надира из оперы «Искатели жемчуга» Ж. Бизе и пьесу И. Тамарина «Старинный гобелен». Мы проводили большую подготовительную работу – изучали содержание оперы, она очень редко исполняется. Прослушали несколько вариантов исполнения арии Надира – И. Козловского, С. Лемешева и др., просматривали фотографии старинных гобеленов. Все это помогло точно передать художественный образ этих произведений.
– Татьяна Ивановна, Вы отметили, что собрать такой коллектив довольно сложно. Как часто складываются квартеты?
– Говорят, что наш квартет – единственный в Зауралье. Более распространены дуэты, очень редки трио.
Наталья Михайловна Колотыгина:
– Почему именно квартет? Задача педагога дополнительного образования – сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Мы попробовали увлечь ребят коллективным музицированием, поэтому обратились к квартету. Помимо организации работы (репетиции проходят в основном в субботу и воскресенье), была сложность с подготовкой материала. Уровень подготовки ребят абсолютно разный, поэтому приходилось «лавировать» – на какие-то партии делать переложения, чтобы каждой участнице было комфортно, чтобы каждая могла себя реализовать.
Татьяна Ивановна Рохина: – Подростки сейчас очень много времени проводят за компьютером, для них является приоритетным виртуальное общение, а вот творческого общения мало. В общеобразовательной школе они его вряд ли получат, а в музыкальной школе есть все условия для творческого общения детей.
– Что в ближайших планах у квартета?
– В этот учебный год мы выучили три произведения – это очень много для такого коллектива, у которого в расписании официально нет репетиций, все делается в свободное время. Параллельно к подготовке к отчетному концерту, который прошел 18 мая, мы уже начали учить новую программу. В будущем учебном году у нас в планах межмуниципальный и региональный конкурс в г. Кургане.
– Сколько уже произведений в репертуаре квартета?
– Девочки освоили много произведений – композиторов Прокофьева, Баха, Бизе, Гаврилина, Жульевой, Тамарина, Глинки, Косенко.
– Не было мысли давать собственные концерты? – На самом деле Настя Вильджунайте давно нас на это подбивает, может в следующем году и получится. Она в прошлом году окончила музыкальную школу, но тем не менее, приходит к нам, чтобы поиграть. Даша Баландина заканчивает обучение в этом году, но также придет к нам, так как очень нужна в квартете. Надеемся, что коллектив не распадется.
– Название у квартета есть?
– Разработка названия еще в процессе, есть несколько вариантов. Хочется, чтобы название подчеркивало особенность ансамбля.
– Обучение в музыкальной школе – особая деятельность. Для этого нужен определенный талант. Что вам дает обучение в музыкальной школе? Что дает музыка?
Настя Вильджунайте:
– Учеба в музыкальной школе мне дала очень многое. Во‑первых, это развитие моего творчества. Занимаясь в квартете, я получила много новых навыков, мне это очень нравится. Еще огромный «плюс» в том, что музыкальная школа занимает большое количество моего времени, нет времени на что-то другое, неправильное.
Татьяна Ивановна Рохина:
– В музыкальной школе учатся трудолюбивые дети. Наша школа воспитывает усидчивость, трудолюбие, любовь к своему делу. Если педагоги этим «горят», то дети начинают относится к процессу обучения так же. В общеобразовательной школе, в первую очередь, дают знания, а у нас – развитие душевных качеств, чувств, эмоциональности, сценической устойчивости, уверенности, умения преподнести себя, артистизма. Преданность общему делу очень сплачивает. Девочки помимо музыкальной школы посещают еще другие студии и кружки, умеют планировать свой день, ни одна минутка не пропадает даром. Они умеют ценить время. Особо можно отметить работу Кати Вьюшковой. Эта девочка уже много лет выступает в профессиональной номинации как солистка и в номинации «Ансамблевое исполнение» как участница квартета. Даша Баландина два года назад также участвовала в Межмуниципальном конкурсе и как солистка заняла первое место. У них двойная нагрузка.
– Девочки, а бывают у вас ситуации, когда уже нет сил, не хочется никуда идти? Как вы с этим боретесь?
Катя Вьюшкова:
– Мы подбадриваем друг друга, думаем о «плюсах» наших занятий. Не бывает такого, что не хочется. Всегда везде очень интересно. Еще не хочется подводить других.
– Хотите ли вы связать с музыкой свою дальнейшую жизнь?
– Я планировала поступить в консерваторию. Не хочется бросать, мне нравится заниматься музыкой. Не хочу оставлять ее в качестве хобби, хочу развиваться дальше. Возможно, у нас сохранится квартет и мы будем работать дальше.
– Говорят, что хороший артист всегда волнуется перед выходом на сцену. Испытываете ли вы подобное?
Настя Вильджунайте:
– Да, только это не боязнь зрителя. Это волнение за результат, не хочется подвести коллектив.
Татьяна Ивановна Рохина:
– Выступление – это всегда праздник. Чувство перед выходом на сцену – это не паника, которая дезорганизует, а волнение подъема. Хочется отдельно сказать о родителях девочек – они очень нас поддерживают, всегда принимают участие в поездках, присутствуют на концертах. У нас полное взаимопонимание. Тот интерес, которое проявляют родители к своим детям, к их успехам, очень ценен. А еще девчонки отметили, что когда слышат зрительские аплодисменты и крики «Браво!», испытывают чувство гордости. Пусть этот замечательный квартет сохранится на долгие годы, даря зрителям волшебные звуки фортепианной музыки.
Беседовала Оксана ЗАДОРИНА. Фото предоставлено Т. И. Рохиной.
Категории: Главный
Новый мотосезон – новые планы Наши родители самые лучшие!